Неожиданное заявление сегодня сделали аналитики корпорации S&P Global, создатели ключевого фондового индекса S&P 500. Сообщается, что потенциальный дефицит меди в мире может сорвать все планы мировых держав по декарбонизации. Избежать этого сценария можно только одним способом — значительно расширить производство чистой меди, но признаков этого пока не видно.
Более того, аналитики видят проблему намного шире: «В 21 веке дефицит меди может стать ключевой дестабилизирующей угрозой международной безопасности. Проблемы, которые это создаёт, напоминают борьбу за нефть в 20 веке, но могут быть усилены еще большей географической концентрацией [поставок]».
В среднем в электромобиле используется около 83 кг меди — это почти в четыре раза больше, чем в обычном автомобиле, и вдвое больше, чем в гибридной модели, как считают в межправительственной организации International Copper Study Group. Также медь нужна в огромных объёмах для энергораспределительных сетей, производства солнечных панелей и ветряных турбин. Спрос на медь, связанный с электромобилями и низкоуглеродной энергетикой, к 2035 году может подскочить в 5 раз по сравнению с 2020 годом, считают в лондонской консалтинговой компании по энергетике и сырьевым товарам Wood Mackenzie. Тем самым доля меди для «зелёной» повестки составит в 2035 году 15,3 % от общего потребления меди в мире или 6,5 млн тонн в год.
В 2021 году уровень добычи медной руды и загрузка заводов по производству рафинированной меди оставался на отметке 81 %. Если его не повысить, то дефицит меди в 2025 году составит 1 млн т в год, а к 2035 году дефицит увеличится до 9,9 млн т в год. Аналитики не видят планов по открытию новых шахт для добычи медной руды и строительства заводов по её переработке и очистке. Из этого делается вывод, что дефицит очень и очень вероятен. Подчёркивается, что увеличение загрузки действующих шахт и заводов не переломит ситуацию. Если цены на медь взлетят, то выше пиковой загрузки в 96 % предприятия всё равно не смогут работать. В таком случае в 2035 году дефицит рафинированной меди составит 1,6 млн т в год. Иными словами, климатическая повестка всё равно будет сорвана.
Согласно прогнозам, мировой спрос на рафинированную медь в 2035 году увеличится почти вдвое по сравнению с 2021 годом и составит 49 млн т. В этом наилучшем сценарии мировое производство рафинированной меди также будет расти в среднем на 4,7 % в год до 47,3 млн т в 2035 году с 25 млн т в прошлом году. Напротив, если загрузка заводов не будет повышена, то ожидается выпуск всего 33 млн т.
«Замещения и вторичной переработки будет недостаточно для удовлетворения потребностей электромобилей, инфраструктуры [передачи] электроэнергии и производства возобновляемой [энергии], — заявили в S&P. — Если своевременно не появится масштабное новое предложение, цель достижения чистого нулевого уровня выбросов к 2050 году будет обнулена и останется недостижимой».
Лидером потребления меди в мире является Китай с долей 54 %. По прогнозам, к 2050 году его доля снизится до 43 %, поскольку другие страны — в первую очередь Индия, США, Вьетнам и Мексика — постоянно наращивают потребление меди. Большую часть медной руды Китай импортирует. В Поднебесной сосредоточено 8,9 % мирового объёма добычи медной руды, но на её территории выплавляется 47 % от мирового объёма меди и очищается 42 % этого металла. США половину рафинированной меди импортируют. По мере роста потребностей объём импорта будет расти и обещает достичь 67 % к 2025 году.
По данным Геологической службы США, на Чили, крупнейшего производителя необработанной медной руды, приходится 26,7 % мирового производства, за ним следует Перу — 10,5 %. Российская Федерация входит в десятку крупнейших производителей меди в мире, а по запасам медной руды она на третьем месте после Чили и Перу.
Источник: 3dnews.ru